Переход площадь революции охотный ряд. Секреты переходов в метро

15 мая 1935 года открылась первая линия, которая шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» , с ответвлением на «Смоленскую» .

За это время главная транспортная система, ежедневный пассажиропоток которой приближается к 10 миллионам, а ежегодный - к 2,5 миллиардам, успела обрасти не только еще десятком с лишним линий, но и огромным количеством секретов, тайн, мифов и легенд. Последние три «сущности» все же оставим на откуп гидам и экскурсоводам, которые будут рассказывать наивным туристам об огромным чудовищах, обитающих в тоннелях метро, станциях-призраках, мифическом Метро-2 для правительства и президента, многом-многом другом.

Мы же хотим рассказать читателям АиФ.ru о секретах московского метрополитена, которые носят не мифический, а более практический характер. Эти знания можно будет не просто применить на практике, но они реально способны сделать повседневную жизнь москвичей и гостей столицы легчи и приятнее.

Где остановятся двери вагона?

Один из самый очевидных «секретов» для тех, кто ездит на метро ежедневно одновременно является и одной из главных тайн мироздания для тех, кто спускается под землю время от времени - по мере необходимости. В какой-то момент руководство метрополитена даже решило пойти на встречу пассажирам, расположив на полу некоторых станций указатели места, куда подъедут двери. Но развития эта идея не получила и большинство станций остались без своих меток.

На самом деле, определить, в каком именно месте платформы следует ждать дверей вагона, чтобы как можно быстрее и комфортнее попасть внутрь, очень легко. Достаточно лишь повнимательнее присмотреться к полу у края платформы. Несмотря на то, что служба метро постоянно отлично убирается в своих владениях, какая-то часть края платформы будет чуть грязнее, а отдельные места будут не просто чистыми, а протертыми чуть ли не до блеска. Такими их сделали ноги выходящих из вагона и входящих в него пассажиров. Именно в местах этих потертостей и будут останавливаться двери вагона.

У края платформы. Станция «Таганская» Фото: www.russianlook.com

Как сэкономить на поездках?

Очередная хитрость, как и предыдущая, поможет скорее тем, кто пользуется услугами метро не каждый день, а вынужден постоянно покупать карточки на 1-2 поездки. После нескольких этапов цена на одноразовые поездки подскочила чуть ли не вдвое - до 50 рублей за поездку. Снижается она только по мере увеличения числа поездок на карточке - так при покупке карточки на 60 поездок стоимость одной поездки составит даже менее 25 рублей.

Но есть способ снизить цену одной поездки до 30 рублей. Учитывая, что при покупке карточки она составляет 50 рублей, выгода получается не такой и маленькой. Нужно просто купить себе карту, которая называется «Тройка». Вернее даже не купить, а взять ее себе в пользование. Нужно просто заплатить в кассе 80 рублей. За эти деньги можно получить карту с 30 рублями на счете, которых хватит на одну поездку. Карту потом в любой момент можно вернуть в кассу метро и получить 50 рублей залога назад. Секрет в том, что на эту карту можно класть любое количество денежных средств, хоть 30 рублей, хоть 3000 рублей. Но в любом случае стоимость поездки при ее использовании будет составлять 30 рублей. Теперь вместо покупки одноразовой карточки в кассе можно просто класть по 30 рублей на карту «Тройка», каждый раз экономя по 20 рублей.


Карта «Тройка». Фото: РИА Новости / Михаил Воскресенский

Как быстрее пройти к эскалатору?

Суть следующего секрета метро рационально объяснить было бы сложно. Да и применение его на практике, как, в принципе, и описание в этой статье, может вызвать негатив со стороны пользователей метро. Но, согласитесь, иногда возникает ситуация, когда необходимо как можно скорее протиснуться к эскалатору, а сквозь людской поток это сделать практически невозможно.

Мы, конечно, не расскажем вам, как телепортироваться на эскалатор, или как взмыть в воздух над толпой, пролетев до заветных самодвижущихся ступеней, но хотя бы посоветуем, как можно попасть к началу эскалатора как можно быстрее.

Секрет в том, чтобы держаться в левой части очереди к эскалатору. По каким-то причинам она движется заметно быстрее правой части очереди. Хотя, казалось бы, те, кто идут справа становятся прямо в нужный ряд на ступеньку и в лучшем случае через раз пускают «левых», которые пытаются зайти на эскалатор «без очереди». Но так уж получается, что бунтарская левая часть идет быстрее этичной правой.


Эскалатор в метро Фото: www.russianlook.com

Как сесть в пустой поезд?

Следующий секрет - вообще мечта любого человека, который передвигается по Москве с помощью метро. Оказывается, даже в самый час пик на отдельных станциях, не конечных, есть реальная возможность сесть в… пустой состав. Для многих это оказывается настоящей неожиданностью. Однако, если присмотреться, на таких станциях можно заметить определенное количество хитрецов, которые намеренно пропускают полные поезда, ожидая прихода пустого состава - они знают, что он скоро подъедет.

И знают они это наверняка по одной причине - на эту станцию приходят поезда либо из депо, либо из оборотного тупика, который служит для того, чтобы направить состав в обратную сторону, если по расписанию он следует не до конечной станции, что часто бывает.

По поводу депо все понятно - оно есть перед такими станциями, как «Каширская», «Сокол», «Чертановская», «Владыкино», «Партизанская», «Новые Черемушки», «Краснопресненская» и «Белорусская» кольцевые, «Печатники» . С оборотными тупиками сложнее - на карте метро, во всяком случае, доступной обычным гражданам, они не обозначены, поэтому приходится угадывать, где есть, а где - нет. Самым известным оборотным тупиком является ответвление линии метро неподалеку от станции «Пражская» . Именно на ней в часы пик можно заметить целые толпы пассажиров, пропускающих поезда в надежде на пустой состав. Со станциями «Чкаловская» и «Курская» , кстати, похожая история.


Пустой вагон на станции метро «Белорусская» Фото: www.russianlook.com

Какой вагон безопаснее?

Наш очередной секрет - для заядлых параноиков, которые, видимо, пересмотрели все фильмы из серии «Пункт Назначения» и теперь не могут спать, а то им снится катастрофа в метро. Такие люди просто мечтают знать, где же находится самый безопасный вагон в составе метро.

Так вот, считается, что самым безопасным вагоном в метро является предпоследний вагон по ходу движения поезда. Дело в том, что при столкновении поезда с впереди идущим составом, или со стеной, чего чаще всего опасаются излишне беспокойные пассажиры, чем дальше ты находишься от головного вагона, тем меньшей будет сила инерции, с которой ты ударишься о впереди стоящего пассажира, или о стену, или о дверь… Но в последний вагон таким пассажирам также садиться не рекомендуется, ведь в него теоретически может въехать поезд, идущий сзади. Поэтому, безопаснее всего будет находиться в предпоследнем вагоне.

Мы, конечно, понимаем, что ситуации, описанные выше исключены, но для полного успокоения своего подсознания, если оно все же пошаливает, рекомендуем выбирать именно второй с конца вагон.

Как быстрее и приятнее перейти со станции на станцию?

Следующие секреты - самые интересные. Оказывается, помимо официальных переходов, обозначенный стрелками и всевозможными знаками, в московском метрополитене на многих станциях есть «потайные» переходы, в которые людей не направляют, опасаясь давки. Но опытные пассажиры метро о них знают и частенько используют либо для быстроты передвижения, либо для удобства.

Самым популярным таким местом является станция «Театральная». Чтобы с нее попасть либо на «Охотный ряд» , либо на «Площадь Революции» официально надо воспользоваться лестницами в центре зала, ведущими в длинные коридор до необходимой станции. Но можно просто воспользоваться эскалаторами в обоих концах станции. Один из них приведет в общий павильон с «Площадью Революции», откуда по такому же эскалатору можно спуститься на соответствующую станцию, второй - на «Охотный ряд» - тем же путем. Если на этом и можно выиграть время, то немного. Но от ходьбы и таскания по лестницам этот путь вас избавит точно.


Вестибюль станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Слева - переход на станцию «Проспект Маркса» (ныне «Охотный ряд»). 1979 год Фото: РИА Новости / Борис Бабанов То же самое касается и двух «Павелецких» станций, кольцевой и радиальной . На них этот секрет, кстати, будет особенно актуальным, ведь многие в районе Павелецкого вокзала спускаются в метро с тяжелыми чемоданами, сумками, коробками. В таком случае, конечно, воспользоваться эскалатором было бы приятнее.

Это же, если верить комментариям пассажиров московского метро, касается и двух «Курских» станций. Там также частенько можно видеть людей с чемоданами, поэтому им легче было бы подняться и спуститься на эскалаторе.

Еще одна станция с похожей системой переходов и скрытым переходом в торце станции чрез общий павильон - между станциями «Тургеневская» и «Чистые пруды» . В этом случае, кстати, получается перейти не намного быстрее, чем по официальному пути.

Интересный переход между станциями «Красногвардейская» и «Зябликово ». Гораздо быстрее получается выйти с одной станции и зайти в другую через улицу, чем пользоваться официальным переходом. Но такой вариант подойдет исключительно тем, кто пользуется проездным, либо социальной картой, либо передвигается с помощью карты 90 минут, чтобы не пришлось лишний раз платить за вход.


Пассажиры на станции метро «Зябликово» Фото: РИА Новости / Алексей Куденко Интересный вариант с переходами касается «Третьяковских» и «Новокузнецкой» станций. Многим кажется неудобным длинный и витиеватый переход с «Третьяковской» станции «оранжевой» линии на «Новокузнецкую». Все стало проще после открытия «Третьяковской» станции «желтой» линии. Теперь можно просто и удобно перейти сначала со «старой» «Третьяковской на «новую, а потом из нее по короткому эскалатору практически в самый центр платформы на «Новокузнецкой».

Кросс-платформенные станции

Последний «лайфхак» касается кросс-платформенных станций - тех, на которые поезда на одну платформу приходят с двух разных веток. На них, чтобы перейти на другую ветку зачастую надо просто преодолеть две ветки и короткий, очень короткий переход над путями. Но можно и схитрить. Если проехать на одну станцию дальше нужной, а потом пересесть на встречный поезд, то ты приезжаешь на другую сторону такой кросс-платформенной станции. Это касается таких станций, как «Третьяковская», «Китай-Город» и «Каширская».

Обычным пассажиром это жизни не облегчит, но когда ты не хочешь идти по лестнице с детскими колясками, а тем более, когда ты инвалид-колясочник, этот секрет может оказаться очень даже кстати.

Станция метро «Театральная» расположена на Замоскворецкой линии. Свое название она получила по площади, находящейся неподалеку. Это станция приобрела статус объекта культурного наследия, является последним проектом архитектора Ивана Фомина. В статье рассказано об объектах, расположенных вблизи метро «Театральная». Также речь идет об истории основания этой станции.

Строительство

В 20-х годах прошлого столетия площадь, которая находится недалеко от выхода из метро «Театральная», имела название, отличное от современного. Как и прочие объекты в Москве и других городах страны, она носила имя одного из государственных деятелей. Именно под площадью Свердлова в 1927 году, согласно составленному проекту, предполагалось начать строительство новой станции. Однако этот план тогда не был реализован. Строительство началось в 1936 году. Станция метро «Театральная» открылась спустя 2 года.

История

Во время ВОВ станция еще называлась «Площадью Свердлова». В те годы метро «Театральная» служило бомбоубежищем. В середине 70-х гг. реконструкции подвергся Центральный пересадочный узел. В результате появилось два перехода. Первый вел к станции «Площадь Революции», а второй - на «Охотный ряд». Из метро «Театральная» и сегодня можно перейти на Сокольническую или Арбатско-Покровскую линии.

В 1990 году Театральной площади было возвращено исконное название. Переименовали и станцию метро. Однако следы букв, которые составляли старое название, сохранились и по сей день.


Архитектурные особенности

Метро «Театральная» относится к станции глубокого заложения (35 м). Конструкция трехстворчатая, пилонная. При создании плана Иван Фомин использовал технологии, применённые им впервые при пректировке станции «Красные ворота». Хотя метро «Театральная» изначально имело другое название, в оформлении он сделал акцент на театральной тематике.

Внутреннее убранство станции похоже на напоминая жителям города и туристам об архитектурных и исторических памятниках, расположенных на поверхности. Своды центрального зала отделаны ромбовидной кессонами. Нижний ряд их украшен декоративными вставками из фарфора. Всё это выдержано в театральном стиле народов СССР.

Фигурки, которые можно видеть на своде центрального зала, имеют высоту около метра. Каждая из них изображает персонажа в национальном костюме, танцующего или играющего на музыкальном инструменте. Когда проект создавался, в СССР входило всего 11 республик. Здесь представлено 7 из них. Фигурки были созданы по эскизам скульптора-керамиста Натальи Данько на Ленинградском фарфоровом заводе.

В оформлении станции преобладают светлые тона. К сводам подвешены светильники из хрусталя в бронзовой оправе. Над скамьями и в нишах находятся бра с шарообразными плафонами. В центральном зале пол облицован черными плитами из габбро.

Станция метро «Театральная» в Москве является одной из исторических достопримечательностей. Расположена в самом центре столицы. Один из вестибюлей встроен в бывшй доходный дом и расположен на улице Из метро «Театральная» выход в город с южной части ведет к площади Революции, а из северной - к Театральной площади.

Стоит несколько слов сказать об объектах, которые находятся в окрестностях этой станции.


Культурные и исторические памятники

В окрестностях станции находится немало достопримечательностей. Это и Большой театр, и Малый театр, и Московский Художественный театр имени Чехова. Если выйти от станции в сторону Театральной площади, можно всего за несколько минут добраться до ЦУМа. Отсюда недалеко до Красной Площади, Государственного исторического музея и гостиницы «Метрополь».

Театральная площадь

Несколько столетий назад здесь находился Петровский театр. Назван он был в честь одной из улиц Москвы. Таким образом, некоторое время площадь называлась Петровской.

Сегодня район, в котором расположена станция метро «Театральная», является одним из самых благоустроенных и живописных в Москве. Но несколько столетий назад выглядела эта местность несколько иначе. Положение усугублялось пожарами, самый страшный из которых пришелся на 1812 год.

Проект будущей площади был создан в начале XIX века. Согласно плану, она должна была иметь форму прямоугольника, а по периметру ограничиваться симметрично стоящими зданиями. Примечательно, что большая часть Театральной площади была недоступна горожанам до 1911 года. Здесь был размещен плац-парад, огороженный канатами.


Большой театр

История этого культурного и исторического памятника началась в конце XVIII века. Изначально это был небольшой театр, имевший императорский статус. Время от времени он переходил в подчинение то генерал-губернатору, то петербургской дирекции. В 1917 году всё имущество, как известно, было национализировано. Полное разделение Большого и Малого театров произошло именно тогда. Район, где расположена станция, о которой рассказано в этой статье, многие годы представлял собой сосредоточение театральной жизни столицы.

Статьи о московском метро я основательно подготовился, в том числе и к ответам на вопросы разной степени каверзности, а теперь, чтобы иметь возможность отвечать ещё более удобным способом, я сделаю эдакую врезку в популярном формате часто задаваемых вопросов. Этот faq пригодится как дополнение и к следующим материалам про навигационные и топонимические проблемы метро.

Что такое «платформа», «станция» и «линия»?
Даже не думал, что этот вопрос может вызывать затруднения, но у людей, регулярно пользующимся метро (не только московским, весь рак, о котором мы говорим и будем говорить, в той или иной степени относится ко всем метро советской закваски) и привыкших к идиотской навигации и не менее идиотской системе названий - всё смешалось в кучу.

Станция - это остановочный пункт на пути следования поезда задачами которого, в контексте метро, являются возможности смены линии для продолжения поездки и выхода в город. Платформа - это инженерное сооружение, предназначенное для обеспечения возможности остановки поезда и посадки-высадки пассажиров. Линия - это, в общем случае, совокупность станций, между которыми возможно беспересадочное перемещение (на самом деле не всегда, но сейчас это к делу не относится).

Линии могут (и должны) пересекаться и точкой их пересечения обязательно будет станция с платформами, к которым подведены пути соответствующих линий. Одна станция. С количеством платформ, соответствующем количеству проходящих через станцию линий.

Что такое переходы и как они классифицируются?
Переход - это сооружение, позволяющее станции выполнить одну из своих функций, а именно, возможность сменить линию и ехать дальше. Никакие инженерные особенности реализации (длина, направление, эскалаторы, транзит через платформы) не влияют на предназначение перехода - возможность сменить линию. Переход либо есть, либо его нет.

И к чему все эти прописные истины?
А к тому, что традиция советских метрополитенов - давать каждой платформе на станции собственное название и считать её отдельной станцией - плохая. Весь мир, да и любой другой транспорт в России такой болезнью не страдают. На разные платформы станции «Орехово-Зуево» приходят линии на Владимир, Александров и Куровское, но никому не пришло в голову давать каждой платформы персональное имя, а на владимирской и александровской ветках есть станция «Орехово-Зуево». Пора бы и в метро начать различать станции и платформы, а затем заценить всё удобство правильного подхода в полной мере.

А чего в этом подходе такого правильного? Называли по-разному и никто не умер.
Логика и здравый смысл умерли. Во-первых, это просто идиотизм. Во-вторых, элементарная логика за то, чтобы называть сообщающиеся платформы разных линий одной станцией, имеющей одно название. Когда же, приехав на «станцию» Библиотека им. Ленина человек выходит в город из вестибюля с надписью «Боровицкая», логика болеет и умирает. В-третьих, нашим метро невозможно пользоваться приезжим, особенно из-за границы, потому что весь остальной мир знает что такое станция и делает вот так:


На платформах с разными названиями удобнее встречаться.
А о турникет в автобусе можно чесать жопу. Типичный пример того, как люди научились использовать побочный эффект плохого решения. Встречаясь на нормальных станциях, на «Павелецкой», например, никто не теряется. Уточнения нужны в любом случае, поэтому встреча на «Павелецкой» зелёной ветки ничем не лучше и не хуже встречи на «Авиамоторной» у первого вагона из центра или на «Китай-городе» у выхода на Маросейку.

Платформы носят «говорящие» названия. По названию сразу понятно, куда с платформы можно выйти в город.
Это чушь. Для подобного ориентирования нужно очень хорошо знать Москву. Мало москвичей хорошо знают город, чего уж говорить о приежих? О чём говорит название «Спортивная»? С «Охотного ряда» можно выйти не только на Охотный ряд, но и на Большую Дмитровку. Площадь Революции находится гораздо ближе к выходу с «Театральной», нежели с «Площади Революции», выход с «Тургеневской» находится на Чистопрудном бульваре и так далее.

Оформление станций соответствует названиям.
Это, наверное, про «Пушкинскую» в основном. А в нашем колхозе на Пролетарской улице стоит памятник Рябушинскому и никого это почему-то не смущает. Нет ничего плохого в том, что оформление не соответствует названию. Гораздо хуже, что оформление многих станций метро не соответствует назначению: куда схему ни повесь, всё равно как чужеродное говно выглядит.

На узле «Охотный ряд-Театральная-Площадь Революции» нет (прямого) перехода с «Охотного ряда» на «Площадь Революции». Та же история с «Александровским садом» и «Боровицкой», а значит это разные станции.
Переход не может быть прямым, косвенным, прерывистым или ещё каким-то: он либо есть, либо его нет. Десятки тысяч людей ежедневно переходят с «Площади Революции» на «Охотный ряд»: как это возможно при отсутствующем переходе? Что, «Театральная» по пути? Вот ещё один негативный эффект разного наименования платформ и почитания каждой платформы, как самостоятельной станции. Через станцию, которая логично должна назваться «Красной площадью» проходят пути трёх линий: синей, красной и зелёной. И люди совершают переход именно на линию, а не на станцию. Если переход с красной линии на синюю проходит, в том числе, по платформе зелёной линии той же станции, то это особенность перехода такая, да и вообще, по пути может встретиться что угодно: эскалаторы, платформы других линий, длинные и короткие коридоры, повороты или лестницы. Человеку, совершающему переход с одной линии на другую всё равно: он переходит с одной линии на другую не меняя станцию и не выходя в город .

Ещё про «Охотный ряд-Театральную-Площадь Революции». Там переход длиной 400 метров, а значит это разные станции. Не может же быть переход таким длинным?
Не должен, по идее. Но вполне себе может. Да, для московского метро длина перехода с «Площади Революции» на «Охотный ряд» рекордная. А в токийском метрополитене есть переход и длинее 500 метров, однако двух станций от этого не появляется. Переход выполняет задачу: даёт возможность сменить линию на станции. Ещё один пример - железнодорожная станция «Курский вокзал». Чтобы пересесть с электрички Горьковского направления на электричку до Подольска, требуется пройти от 200 до 500 метров, при этом по пути будут попадаться другие платформы, пункты контроля оплаты и даже придётся зайти в здание вокзала и купить другой билет, но станция при всём этом не меняется. Это как был «Курский вокзал», так и остаётся.

А если от Александровского сада прокопают переход до Охотного ряда, то две станции станут одной?
Вопрос, который поверг меня в уныние и отчаяние: я не могу себе представить организацию подземного пешеходного сообщения между станциями. Именно станциями, потому что между ними ходит поезд. Станциями же они и останутся, а в этом случае, добавится ещё один метроидиотизм - пешеходный дублёр сразу двух линий. Или первая пешеходная линия метро.

На станциях платформы должны располагаться параллельно и их должно быть видно. Что это за станция с перпендикулярными (или ещё какими) платформами?
И опять же, инженерная реализация не влияет на назначение. Копать так, чтобы все пути были видны и параллельны - не только дорого, но и опасно даже для станций мелкого заложения. Особенности подземного строительства предполагают большую свободу для размещения платформ в трёх измерениях и они действительно могут располагаться под углом в 90 градусов одна над другой. Назначение станции от этого не страдает: на ней точно так же можно сменить линию или выйти в город.

Похожие статьи

© 2019 evently.ru. Все о канализации и водоснабжении.