Высококачественный ламповый усилитель. Высококачественный ламповый усилитель мощности

Эта статья продолжает наш разговор об однотактных усилителях мощности. Как вы видите, схема усилителя почти ничем не отличается от схемы усилителя, опубликованной в моей статье в журнале "Радиолюбитель" №9 за 2003 год.

Автор схемы, А.И.Манаков, построил усилитель на двух пальчиковых лампах 6Н2П и 6П43П. Многие радиолюбители, повторившие этот усилитель, были приятно удивлены его мягким естественным звучанием при относительной простоте схемотехники и невысокой стоимости комплектующих элементов. Однако вопросы, поступающие регулярно после публикации, касаются, в основном, двух вещей: выходной мощности и применяемости ламп с октальным цоколем.

Из-за смещения или поляризации активного элемента, который является только постоянным напряжением, выбирается так, чтобы поддерживать активный компонент в его самой линейной точке. Звуковой сигнал является лишь небольшим нарушением этого «смещения», который обычно не выводит активный компонент из линейного диапазона. Поскольку смещение соответствует двум целям, очевидно, что активный компонент должен «соответствовать» остальной части схемы, иначе не было бы идеального напряжения смещения.

Каждый усилитель имеет несколько ступеней «класса А» в предусилителе, независимо от его класса на этапе питания. Усилитель класса А вызывает искажения четных гармоник, которые считаются более приятными для уха, чем нечетные гармоники. Улучшение усилителя класса А можно увидеть на рисунке ниже.

Идя навстречу пожеланиям радиолюбителей, и после консультаций с А.И.Манаковым, предлагаю следующий вариант усилителя.

Схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов, приведена на рисунке.

Рис. 1. Принципиальная схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов

Основных отличий два, это повышенная выходная мощность, около 4 Вт на канал, и кенотронное питание, благотворно влияющее на звучание.

Двухтактный усилитель использует два активных элемента, которые усиливаются и также функционируют как источники тока. Оба получают смещение так, чтобы через них был постоянный ток. Когда звуковой сигнал «нарушает» смещение, один элемент увеличивает ток, а другой уменьшается. Разница между ними циркулирует через динамик.

На практике в бытовых условиях эффективность повышалась бы с 1% до 2%. Помимо повышения эффективности, работа делится на два элемента. Это было важным шагом вперед в выборе фаз газораспределения, поскольку его индивидуальная мощность очень ограничена. С одним и тем же типом клапана усилитель может быть в четыре раза более мощным - гораздо более ощутимым преимуществом.

Входной сигнал поступает на сдвоенный переменный резистор, являющийся регулятором громкости. Я применил ALPS, но ввиду его высокой стоимости можно применить любой, желательно проволочный резистор, группы "В" (логарифмическая зависимость). Можно применить два отдельных регулятора громкости, по одному на каждый канал.

В качестве лампы предварительного каскада выбран один из лучших (с моей точки зрения) отечественных малосигнальных триодов - 6Н9С. Обе половинки лампы включены параллельно. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношения сигнал/шум. Настройка каскада заключается в установке на катоде лампы 6Н9С напряжения в пределах 1,3-1,5 вольта, подбором резистора R3. Резистор R4 выбран по наилучшему качеству звучания. Если вы захотите применить другой триод, например 6Н8С, то сопротивление резистора R4 будет 20-25 ком, и в этом случае опять придется подбирать резистор R3. Лампа 6Н8С звучит более аналитично, у нее меньший коэффициент усиления (21 против 70 для 6Н9С), но может быть такой звук кому - нибудь понравится больше. Выбор за Вами.

Даже гармонические искажения отменены наличием двух активных элементов, что является преимуществом. Но могут возникнуть нечетные гармоники, которые не угодны уху. В целом, он по-прежнему считается схемой, в которой воспроизводится звук хорошего качества без обратной связи. Но это все еще не очень хорошая схема для транзисторов, потому что она рассеивает слишком много тепла.

Единственное различие заключается в отсутствии предвзятости. Это не на 100%, потому что линейная операция заставляет активный компонент рассеивать энергию для управления током. То же самое верно и на практике: около 50%! Эта схема идеальна для транзисторов, потому что она очень эффективна и не рассеивает тепло, когда нет звука. Нагрев пропорционален объему, который соответствует здравому смыслу.

Выходной каскад выполнен на лучевом тетроде 6П13С, включенном триодом. Именно триодное включение наиболее оптимально с точки зрения качества звучания. Выходной каскад особенностей не имеет. Единственное, что придется сделать, это подобрать с помощью резистора R8, ток через лампу в пределах 60-65 ma. Этот резистор можно составить из двух, параллельно соединенных резисторов, например по 1 ком 2 вт. Если есть желание, можно применить распространенную лампу 6П3С или 6П7С. Ток покоя выходного каскада в этом случае должен быть в пределах 70-75 ma. Однако хочу заметить, что в этом случае уменьшится мощность до 2х Ватт (при применении 6П3С) и увеличится суммарный коэффициент гармоник усилителя. Я пробовал лампу 6П7С и хочу отметить, что звучит она неплохо. При ее применении резистор в цепи автоматического смещения подбирается в пределах 220-230ом 2вт, а резистор между второй сеткой и анодом в пределах 150-230ом 2вт. Ток покоя в этом случае составит около 70 ma. Выходная мощность усилителя в этом случае будет около 3вт на канал.

Кроме того, каждый активный компонент перестает быть линейным, когда он приближается к завершению работы. «Отключение» компонента принимает другое «время включения». Некоторое течение протекает прямо через транзисторы, что вызывает отходы и нагрев, но обеспечивает линейность для очень слабых сигналов.

Однако многие аудиофилы все еще считают, что усилитель класса А лучше. Концептуально турбина намного проще, чем паровой двигатель. Есть люди, которые строят турбины дома, используя железный турбокомпрессор и емкость с молочным порошком. Однако сделать эффективную и прочную турбину очень сложно; только 4 или 5 компаний в мире знают, как это сделать.

Теперь о деталях. От качества разделительного конденсатора С3 зависит звучание усилителя в целом. Я применил Jensen, а из отечественных можно применить К71, К78, К73, К40У-9, К40У-2, К42У-2 на соответствующее напряжение от 250В.

Конденсаторы постоянной емкости, шунтирующие электролитические, в цепях автоматического смещения ламп - пленочные. Шунтирование электролитов конденсаторами постоянной емкости улучшает звукопередачу в области высоких частот.

Выход фильтруется, и динамик получает копию исходного сигнала. Трудно поверить, что это работает, но оно работает. Поскольку они не нагреваются, они не нуждаются в радиаторе, что приводит к небольшому, легкому прибору. Большинство коммерческих схем являются лишь частично цифровыми. При сильной фильтрации результат почти такой же, как у оригинала. Исходная волна Ваш браузер не поддерживает звуковой тег.

Попытка усилить более высокие звуки с одинаковыми скоростями приведет к плохой точности и ужасающим искажениям. В усилителе, который хочет достичь полного слухового диапазона, треугольная волна должна быть в диапазоне 500 кГц, чтобы обеспечить точность высоких тонов. Чем выше частота дискретизации, тем лучше. Но более высокая скорость создает всевозможные побочные проблемы - от компонентов, которые не соответствуют скорости, до радиопомех.

Емкость этих конденсаторов может быть на один- два порядка меньше емкости электролитического. Конденсаторы, шунтирующие электролитические в цепях питания, можно применять К73; К77, а сами электролиты в фильтрах блока питания - Teapo, Samsung и т.д. В цепях автоматического смещения ламп, электролитические конденсаторы старайтесь применять наилучшего качества, например Black Gate. При их применении, можно отказаться от шунтирующих емкостей вообще.

Песня с полосой, ограниченной 1 кГц, закодированная треугольной волной 10 кГц. Это значительно улучшает результат фильтрации без увеличения скорости модуляции. Помимо сложной задачи, некоторые аспекты недоступны для любителя. Для тех, кто хочет только создать звук и не претендует на изобретательность колеса, это рай. Самой дорогой частью проекта будет энергоснабжение.

Мы все любим звук ламп, и мы думаем, что знаем, почему, до дня, когда мы разговариваем с таким гитаристом или техником, мы понимаем, что они остаются для нас довольно загадочными. Вот почему мы постараемся увидеть немного больше света на лампах. Чтобы полностью понять, что будет следовать, необходимо понимать, что лампа представляет собой сборку компонентов, размещенных в стеклянной трубке, внутри которой сделан вакуум, как в лампочке, и для того же причина: предотвратить сжигание компонентов. Тем не менее, вы уже заметили, что лампочка длится переменное время, некоторые шлемы при первом зажигании, другие, одной и той же модели кажутся нерушимыми.

Выходной трансформатор TW6SE московской фирмы "Аудиоинструмент". Зайдя на сайт фирмы по адресу www.audioinstr.h1.ru , вы можете посмотреть и заказать интересующие Вас лампы, трансформаторы, дроссели, ламповые панели и т.д.

Постоянные резисторы Р1-71 с допуском 1-2%. Можно применить ВС, а также и более распространенные типа С2-33Н или МЛТ, соответствующей мощности.

Точно так же никто не может знать априорно уровень производительности и поведение лампы во времени. Все, что мы можем сделать, это собрать много активов во время производства, а затем проверить лампу для измерения ее производительности. Вторая проблема, сектор не является достаточно прибыльным, поскольку транзисторы заменили лампы почти во всех областях. Единственные производители, которые все еще работают, находятся на востоке и в Китае. Сочетание этих двух факторов объясняет, что наиболее высоко оцененные бренды в настоящее время, по большей части, являются «тестировщиками», а не производителями.

Есть ряд вопросов, касающихся колпачка, надеваемого на анод лампы 6П13С. В радиолюбительской литературе много предложений по этому поводу. Я в своих конструкциях давно и с успехом применяю наконечники свечных проводов от любого легкового автомобиля. За счет конструкции наконечника, контакт получается плотным и надежным, и что немаловажно, можно изменять его внутренний диаметр, так как для разных ламп - он разный. Если наконечник плохо паяется, примените флюс для пайки изделий из стали или цветных металлов.

Таким образом, мы находимся в парадоксальном положении, поскольку производители не обязательно продают лучшее из собственного производства. Различные предусилители, все разработанные. одна и та же база: двойной триод. Этот раздел, чья роль заключается в том, чтобы лепить и надувать достаточно сигнала, чтобы он мог атаковать силовую секцию в лучших условиях, слишком часто упускают из виду гитаристы. Независимо от количества ламп в предусилителе вашего усилителя, каждый из них имеет свою собственную роль: усиливает входной сигнал, атакует эквалайзер или реверберацию или тремоло, раздувает сигнал в конце цикла эффектов и т.д. Но если мы часто часто сталкиваемся с корявыми дебатами о качествах и недостатках таких-то ламп власти, мало заботимся об этих лампах, и это неправильно.

Блок питания выполнен на кенотроне 5Ц3С (5Ц4С,5U4G). Применение кенотронного питания, по сравнению с диодами, делает звучание усилителя более теплым и связным.

Попробуйте, и убедитесь в этом сами. Много статей написано по поводу кенотронного питания, поэтому я не буду вдаваться в подробности. Трансформатор питания имеет четыре вторичных обмотки. Две из них питают накалы ламп первого и второго канала усилителя, одна - питание кенотрона, а анодная, с выводом средней точки, рассчитана на 300v х 2 при токе 200 ma. В первом приближении, сколько вольт на обмотке трансформатора, столько и на выходе,после дросселей и конденсаторов питания.

Возьмите, например, входной индикатор: он первым возьмет на себя ответственность за ваш сигнал, поэтому он оказывает огромное влияние на зерно и цвет вашего звука и заслуживает такого же внимания, как и силовые трубки. Действительно, в чем смысл их изменения, если лампа в начале цепи астматична и поражает усилитель с самого начала? На другом усилителе и в соответствии с вкусами его пользователя может быть правдой. Вот почему вы должны попробовать разные вещи, но вы никогда не повторите его достаточно, под глазами специалиста.

С точки зрения власти существуют разные архитектуры. Их физические характеристики, размер компонентов, объем стеклянного глобуса делают это даже при практически равной мощности, они не все работают при тех же условиях. Еще лучше, две лампы одной модели могут давать совершенно разные результаты в зависимости от формы их стеклянного глобуса или качества компонентов, которые они интегрируют.

Дроссели можно использовать ДР-2ЛМ, ДР-2,3-0,2 от чёрно-белых телевизоров, унифицированные Д 21, Д 31, данные тех и других находятся на сайте igdrassil.tk.

Дроссели, используемые мной в данной схеме, тоже от "Аудиоинструмента". Индуктивность их 5Гн, рассчитаны они на ток 300 ma.

Монтаж усилителя выполнен навесным способом, максимально использованы выводы самих деталей и контакты ламповых панелек. Земляная шина выполнена медным одножильным проводом диаметром 0,8 мм и имеет контакт с шасси в одной точке, рядом с входом. Провода, идущие к накальным выводам всех ламп, должны быть перевиты между собой. Это нужно для уменьшения фона переменного тока. Для этой же цели служат и резисторы R9-R12. Также нужно перевить провода, идущие от входного разъема к регулятору громкости. В качестве этих проводов я применяю тоже одножильные, диаметром 0,4-0,7мм, каждый из которых (для защиты от короткого замыкания) изолирован шелковой изоляцией (применяется тонкий шнурок для обуви).

Кроме того, в отличие от ламп предусилителя, каждая из которых играет особую роль в цепи усиления, лампы питания работают в командах из двух, четырех или шести человек. Вот почему они должны быть изменены, даже если есть только одна проблема, потому что производительность команды всегда сводится к самой слабой ссылке. Это объясняет, почему лучше выбрать дуэт или квартет или секстет парных ламп. Этот термин указывает на то, что лампы были протестированы, и что они были сгруппированы в соответствии с их выступлениями, как команда бегунов, и мы были бы уверены, что будем работать на всех 100 метрах с одинаковой скоростью.

В заключении хочу сказать о том, что данный усилитель не просто схема, а реально изготовленный и прекрасно зарекомендовавший себя аппарат. Я его использую уже около трех месяцев и очень доволен его звучанием. Для тех, кто считает что 4 Вт на канал мало, скажу, что в комнате, площадью 16 квадратных метров при использовании акустики KEF Q1 (чувствительность 91 Дб), усилитель развивает звуковое давление, соизмеримое со звуковым давлением, развиваемым транзисторным усилителем, мощностью 40 вт на канал (это результаты субъективной оценки моих друзей - музыкантов). Но звук другой. Усилитель прекрасно чувствует малейшие нюансы звучания инструментов или голоса и как-бы "дышит" (простите меня, если сравнение не очень корректное). Звук его не утомляет, его хочется слушать и слушать.

Опять же, выбор ранга не является невиновным. В том же типе и том же источнике ламп важна разница в звуковом отношении между самым низким и самым высоким уровнем. Опять же, согласно вашим вкусам и вашему усилителю, самые сильные оценки не обязательно будут самыми музыкальными или наиболее приспособленными к вашим потребностям. Да, мы также должны проводить тесты.

Наконец, это тоже не глупо, когда каждый инвестирует несколько сотен франков в смену ламп мощности для проверки состояния фазосдвигающей лампы, так как именно она контролирует электрический поток, который поступает на указанные лампы. Вы понимаете, что в усилителе нет ничтожной лампы. Все, в большей или меньшей степени, способствуют тому, чтобы ваш звук был таким.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Л1 *2 Радиолампа 6Н9С 2 Поиск в LCSC В блокнот
Л2 *2 Радиолампа 6П13С 2 6П7С Поиск в LCSC В блокнот
Л3 Радиолампа 5Ц3С 1 Известны факты, что эту лампу заменяли двумя диодами Поиск в LCSC В блокнот
С1, С4, С9 *2 С10 220 мкФ 450 В 7 С4 на 25 Вольт Поиск в LCSC В блокнот
С2, С8 *2 Конденсатор 1 мкФ 400 В 4 Поиск в LCSC В блокнот
С3 *2 Конденсатор 0.22 мкФ 400 В 2 Поиск в LCSC В блокнот
С5, С6 *2 Конденсатор 2.2 мкФ 4 Поиск в LCSC В блокнот
С7 *2 Электролитический конденсатор 470 мкФ 50 В 2 Поиск в LCSC В блокнот
С11 Конденсатор 2 мкФ 400 В 1 Поиск в LCSC В блокнот
R1 *2 Переменный резистор 47 кОм 2 Поиск в LCSC В блокнот
R2 *2 Резистор

300 кОм

Они приятны как прозрачными, так и насыщенными, и в целом обеспечивают хороший бас даже при большом объеме.

  • Первая ссылка - европейская, вторая - американская.
  • Он управляет силовыми трубками и, следовательно, является частью силовой части.
  • Она насыщается быстро и приятно с более слабой силой, чем ее старшая сестра.
Покупка гитарного усилителя может быть долгим процессом. Вы будете искать различные усилители в своем ценовом диапазоне, попытаться понять их различия, попробовать их, а затем принять решение о том, что усилитель даст вам уникальный звук гитары, не разрушая вас.

2 Поиск в LCSC В блокнот
R3, R7 *2 Резистор

510 Ом

4 R7 на 2 Вт. Для лампы 6П7С, R7 150-220 Ом Поиск в LCSC В блокнот
R4 *2 Резистор 47-51 кОм 2 2 Вт Поиск в LCSC В блокнот
R5 *2 Резистор 1.3-1.5 кОм 2 2 Вт Поиск в LCSC В блокнот
R6 *2 Резистор

Цифровые способы воспроизведения звука постоянно развивались и совершенствовались, но проблема создания высококачественных усилителей мощности всё ещё оставалась. И в поисках путей ее решения многие конструкторы обратили своё внимание на ламповые усилители. Причину такого их поведения можно понять, если вспомнить, что эти усилители при относительно более умеренных, чем транзисторные, технических характеристиках имеют более широкий динамический диапазон и обеспечивают, с точки зрения ценителей высокой верности звуковоспроизведения, более чистое, естественное и прозрачное звучание.

Если вы ищете гитарный усилитель, вы обнаружите, что доступны два основных типа усилителей: твердотельные амперы и ламповые усилители. У них очень разные технологии, и у каждого есть важные преимущества и недостатки. Посмотрим на некоторые из основных различий между транзисторными гитарными усилителями и ламповыми усилителями.

Первое, что вы заметите, когда ищете новый усилитель, это то, что ламповые усилители, как правило, немного дороже, чем транзисторные. Трубчатые усилители довольно хрупкие, необходимо регулярно заменять лампы, что заставляет трубчатый усилитель дороже покупать и поддерживать по сравнению с транзисторным усилителем сопоставимого размера.

И понятно желание многих иметь такой высококачественный ламповый усилитель. Хотя такие усилители производят многие известные фирмы, цены у них заоблачные, и приобрести ламповый усилитель далеко не каждому по карману. Однако выход есть - изготовить усилитель самостоятельно.

Высококачественный ламповый усилитель, описание которого предлагается вашему вниманию, и который вполне по силам изготовить радиолюбителю средней квалификации, может удовлетворить потребности самых взыскательных ценителей естественного звука. Из двух идентичных усилителей можно построить полный стереофонический усилитель. Он может работать от любого (в том числе и от высокоомного) источника звуковых сигналов, обеспечивающего выходное напряжение не менее 0,25В. Отличительная особенность усилителя - использование высокосимметричных каскадов предварительного усиления и применение перекрестных ООС, стабилизирующих режимы работы и параметры УМЗЧ. При сравнительно простом схемном решении, усилитель обладает неплохими техническими характеристиками.

Для некоторых, однако, ничто не может заменить искажение трубки, и затраты на получение этого «горячего» звука оправданы. Преимущества: - Цена - Звучит чисто, ясно и точно. - Легче, легче носить и надежно. - Меньше обслуживания. - Подражать транзисторным усилителям благодаря.

Недостатки - отсутствие тепла, транзисторные усилители кажутся холодными и стерильными. - Плохое искажение до такой степени, что он утомляет уши - Нет характерного звука. У всех транзисторных усилителей есть очень похожие звуки. - Никакой динамики. В общем, транзисторные усилители практически не имеют динамики. Извращенный звук кажется мягким и безжизненным. Как москит в банке.

Принципиальная электрическая схема одного канала усилителя приведена на рис. 1 и на рис. 2.

Основные технические характеристики:

Номинальное входное напряжение, В. . .0,25
Входное сопротивление, МОм. . .1
Номинальная (максимальная) выходная мощность Вт. . .18 (25)
Номинальный диапазон воспроизводимых частот, Гц. . .20...20 000
Коэффициент гармоник при выходной мощности 1 Вт % . . .0,05
Относительный уровень шума (невзвешенное значение), дБ, не более. . .- 85
Диапазон регулировки тембра, дБ. . .- 15...+15

Рис.1 Предварительный усилитель



Рис. 2 Оконечный каскад усилителя

Входной сигнал через регулятор стереобаланса R1 и тонкомпенсированный регулятор громкости на элементах С1, С2, СЗ, R2-R4 поступает на вход первого каскада УМЗЧ, собранного на малошумящем пентоде 6Ж32П (VL1). В этом каскаде можно использовать и триод 6С62Н с лучшими шумовыми характеристиками (рис. 2). Важно только, чтобы коэффициент усилении этого каскада по напряжению был более 50, что даст возможность скомпенсировать ослабление сигнала на краях воспроизводимого диапазона частот вносимое регулятором тембра.
Включенная в катодную цепь лампы VL1 цепочка R.7С5 обеспечивает автоматическое смещение, а резистор Rб определяет местную ООС по току. Напряжение, снимаемое с анодной нагрузки этой лампы, подводится к пассивным регуляторам тембра высших (R11, R14, R15, С8, С12) и низших (R12, R13, R17, R18,С9,С10) звуковых частот, собранным по классической схеме. Каскад фазоинвертора выполнен на лампах VL2 и VLЗ. Он формирует парафазные симметричные сигналы даже при существенном разбросе параметров элементов УМЗЧ. К построению этого каскада следует подойти с особым вниманием, поскольку в значительной степени именно он определяет уровень нелинейных искажений усилителя.
Лампы VL2.1 и VL2.2 включены по схеме катодных повторителей. Напряжения с их нагрузочных резисторов поступают на управляющие сетки ламл VL3.1 и VLЗ.2 другого плеча и на катоды этих же ламп того же плеча усилителя. Все следующие за фазоинвертором выполнены по двухтактной схеме. Это относится к предоконечному и оконечному каскадам, первый из которых собран на триодах VL4.1 и VL4.2 лампы VL4, а второй - на выходных пентодах VL5 и VL6.

Фазоинверсный и предоконечный каскады охвачены перекрёстной ООС, которая компенсирует влияние емкости монтажа и улучшает фазовые соотношения инверсных сигналов на высших звуковых частотах. Цепи этой связи образованы конденсаторами С13-С16. Помимо перекрестной ООС, усилитель охватывают три основные цепи обратной связи. Напряжение первой из них снимается со вторичной обмотки выходного трансформатора Т1 и через цепь R34, С17 подается на вход (управляющую сетку лампы VL2.2) фазоинвертора,напряжение второй снимается с анодных нагрузок ламп оконечного каскада VL5, VL6 и через цепи R28С26 и R35С25 подаётся на катоды триодов предоконечного каскада VL4.1 и VL4.2. И наконец третья цепь ООС охватывает только оконечный каскад по экранирующим сеткам.

Несколько слов о назначении отдельных элементов УМЗЧ. В цепи R32С19 формируется напряжение, определяющее рабочую точку ламп VL4.1 и VL4.2. Цепь С18R37 улучшает фазовые соотношения сигналов при максимальной их амплитуде. Резисторы R34 и R19 определяют глубину общей ООС. Резистором R42 устанавливают одинаковые постоянные составляющие анодных токов ламп VL5 и VL6, чтобы исключить подмагничиванне магнитопровода выходного трансформатора и снизить нелинейные искажения. Отводы от вторичной обмотки служат для подключения нагрузки с электрическим сопротивлением 16 и 8 Ом, а также для подбора оптимальной ООС. К усилителю рекомендуется подключать акустические системы, имеющие электрическое сопротивление 16 Ом и обеспечивающие большее звуковое давление.

УМЗЧ смонтирован на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита размером 180х90 мм и толщиной 1,5 мм (рис 3). Для монтажа использованы постоянные резисторы МЛТ, переменные СЗ-З0в-В (R1, R2, R13, R15), СЗ-З0а (R22) и С5-5 (R42); конденсаторы К50-12 (С19-С22, С27-С29), К73-5 (С23-С26), КТ (С13- С16) и КМ (остальные).

Рис. 3 Печатная плата усилителя

Выходной трансформатор выполнен на броневом ленточном магнитопроводе ШЛ25X40 (толщина ленты 0,1 мм). Можно использовать и Ш-образный магнитопровод из пластин Ш25 и толщиной набора 40 мм. Обмотки 1-2 и 13-14 содержат по 50, а 6-7-8-9 - 15+15+15 витков провода ПЭВ-2 1,0, обмотки 5-4-3 и 10-11-12 состоят из 600+800 витков провода ПЭВ-2 0,2.

При намотке выходного трансформатора необходимо обеспечить строгую симметрию половин его первичной обмотки, разделив каркас на две одинаковые части перегородкой, параллельной боковым щёчкам. Перед налаживанием УМЗЧ необходимо тщательно проверить правильность монтажа и надежность паек. Затем, включив питание, измерить напряжения в цепях накала всех ламп (они должны находиться в пределах 6,3...б,б В), на их электродах и на конденсаторах С20-С22 и С28, С29 (допустимое их отклонение от указанных на принципиальной схеме не должно превышать 5 %).

Далее, установив регуляторы тембра в среднее положение, а регулятор уровня сигнала в положение максимальной громкости, подать на вход усилителя синусоидальный сигнал частотой 1 кГц и уровнем Uэфф=0,1 В. Затем, о поочередно подключая осциллограф к управляющим сеткам ламп VL5 и VL6, нужно проконтролировать форму положительной и отрицательной полуволн сигнала при плавном увеличении напряжения на входе усилителя (до насыщения). Закончив эту операцию, подстроенным резистором R22 нужно добиться полной симметрии и равенства амплитуд контролируемых сигналов на сетках выходных ламп с точностью до 0,05 В.

После этого, подключив ко вторичной обмотке трансформатора Т1 эквивалент нагрузки в виде постоянного резистора сопротивлением 16 Ом и мощностью 20 Вт установив на входе усилителя напряжение 0,25 В, следует проверить переменные напряжения на электродах всех ламп на соответствие указанным на принципиальной схеме.

Далее, контролируя напряжение на эквиваленте нагрузочного сопротивления, по максимальному его значению опытным путем найти место вывода вторичной обмотки трансформатора, к которому следует подключить цепь ООС R34С17. Затем, измерив номинальное (при входном сигнале Uэфф= 0,25 В) и максимальное (при едва заметном насыщении) напряжения на эквиваленте нагрузочного сопротивления, по известной формуле определить номинальную и максимальную мощности усилителя.

На принципиальной схеме показан вариант подключения нагрузки сопротивлением 16 Ом. Для работы усилителя с акустической системой сопротивлением 8 Ом при регулировке усилителя следует подключить к нему соответствующий эквивалент нагрузки и по изложенной выше методике подобрать новое место отвода вторичной обмотки выходного трансформатора.

Радиолампы, использованные в статье:
  1. 6Ж32П
    • Справочные данные
  2. 6Н2П
  3. 6Н6П
  4. 6П41С
    • Справочные данные
Дата: 2017-07-16 Дата: 2017-06-17 Дата: 2017-03-10 Дата: 2016-11-29 Дата: 2016-05-27 Дата: 2016-05-02
Добавил: Александр
После долгих экспериментов со своим усилителем, приведённым по ссылке ниже, больше всего понравился вариант когда в качестве V2 стоит 6Н1П, в качестве V3 6Н23П, а в качестве V4 6Н6П. Любые другие сочетания ламп значительно проигрывали сочетанию из этих ламп. Особенно передача сцены, как только меняешь на другое сочетание, сцена сразу становится плоской, пропадает глубина и инструменты начинают тонуть в общей музыкальной картине. Хотя при проведении объективных измерений при одинаковых мощностях частотные и гармонические искажения практически не меняются. Ещё заметил, что лампа 6П41С лучше всего даёт детальное и объёмное звучание при чисто тетродном включении или в слабом ультралинейном включении, когда вторая сетка подключается не к 40-60% от анодной обмотки, а 10-25% анодной обмотки. В триодном и в ультралинейном включении звук немного более мягкий, но пропадает объёмность звучания.
Дата: 2016-02-25
Дата: 2016-01-11
Добавил: Александр
Данную схему собирал первый раз лет десять назад,но без регуляторов тембра, с одной стороны довольно не плохо звучал, но всё-же не хватало прозрачности в верхах. Хотя по проведённым измерениям всё укладывалось в нормы. После детального исследования, вставил за место анодных резисторов генераторы тока на лампах 6Ж32П и установил блок питания с полностью стабилизированными напряжениями, как накала,так и анодов выходных ламп, и усилитель запел, да так, что после него я забросил все свои другие фирменные и собственноручно собранные усилители. Конёк данного усилителя это акустическая музыка. Если бы вы слышали как звучит 16тон Армстронга с его проигрышами на трубе. Потом я переделал предварительный каскад на лампы 6Н23 и тоже остался очень доволен. Но во всём этом всё-же есть ложка дёгтя, это изготовление выходного трансформатора, но и её можно исправить правильно изготовив его. Выходной каскад я применял на 6П3, 6П6, 6П41, ГУ50 , 6С33 , и выходного напряжения предварительного каскада в 60 вольт хватало раскачать их без труда. Вообще предварительный каскад достоин отдельного обсуждения, а не огульного охаивания как везде происходит. Сейчас я опять занимаюсь этим усилителем, собрал его на заводских платах в различных вариантах ламп, если кому интересно да и, что-бы не быть голословным, вот ссылка на яндекс диск с фото печаток к нему: https://yadi.sk/d/WHMe_hJNmpjPu
Надеюсь, этим я не нарушаю правила.
Дата: 2016-01-11
Дата: 2016-01-03 Дата: 2015-11-16 Дата: 2015-11-16 Дата: 2015-11-01 Дата: 2015-02-07 Дата: 2014-08-01 Дата: 2013-11-10 Дата: 2013-09-16 Дата: 2013-09-16 Дата: 2013-07-18 Дата: 2013-01-27 Дата: 2013-01-07 Дата: 2013-01-07 Дата: 2012-11-27 Дата: 2012-11-01 Дата: 2012-08-15 Дата: 2012-02-19 Дата: 2012-02-11 Дата: 2012-02-09 Дата: 2012-01-08
Добавил: Олег
собрал усилитель,как звучит,пока сказать не могу(надо еще переправить его с работы домой),а по осциллографу очень даже хорошо. входной каскад с темброком не делал.Настраивал на нагрузочных резисторах,выходная мощность до заявленной не дотягивает,10-12вт,дальше уже насыщение(при токе анодов 6п41-65ма),как выжать больше я не знаю,я не спец в ламповой технике.На том сечении железа, что в статье,намотать не реально.Если мотать как положено(с изоляцией каждого слоя),железо использовал от ОСМ-160,число витков из статьи.АЧХ усилителя линейная до 12 кгц дальше небольшой спад.Вообщем, сбылась моя мечта собрать этот ламповый усилитель,это моя вторая попытка первая была лет 15 закончилась неудачей (не удосужился качественно намотать выходной транс,был молодым хотелось побыстрей)а ведь именно от качества намотки все характеристики
Дата: 2011-12-14
Дата: 2011-08-05 Дата: 2011-05-26
Добавил: ur5zix
Собрал усилитель в четырех канальном варианте два фронт два тыл.Вместо 6н6п 6н1п вм 6п41с EL84 фронт 6п14п тыл.Выходные трансы от Днепр-11. Ниже 80 Гц работает усилитель на 4-х 6п3с-е общий для всех каналов.Центральный канал на двух 6п41с в триодном включении прд на6н6п по Манакову твз1-6 .Выиграша центрального канала над остальными четырьмя не заметил но мощи отдавал гораздо меньше,перекрестные емкости в пикофарадах.VL2иVL3 6н23п,эти лампы и6н1п нужно подбирать на идентичность двух триодов.Звук просто потрясающий Первый каскад с тембрами не применял. Входной кондер в сетке VL2 бутерброд КБГИ 0025мкф на 600 в К71-2 001мкф переходные на сетки выходных ламп тоже бутерброды К71-2 4700 пф и К78-2 0015мкф на1500в
Дата: 2011-05-08
Дата: 2011-03-29 Дата: 2011-03-29
Добавил: Евгений
Очень правильный усилитель. Грамотно рассчитан, нет ненужных деталей, 6ж32п конечно же лучше заменить на 6с62н, что собственно и делал многие годы. Если поработать с выходным трансформатором, грамотно намотав его на правильном железе, раза в полтора больше что указал автор, усилителю цены не будет. А всякие "хуендщики" пусть возьмут советские справочники и попробуют правильно рассчитать похожую схему, я на них посмотрю, мастера слепить из одного триода, двух резисторов и кондёра девайс, подобрав детали вообще на слух, назвав ЭТО "хуендом". Кстати схема на VL2, VL3, VL4 замечательно себя показала совмесно с многими выходными каскадами, на EL34, 6п3с, 6р3с-1(ГУ-18-1, ГУ-19-1), КТ-66 И КТ-88.
Не знаю слова Для меня не существует слова Хай-Энд, Его предумали абсолютно безграмотные люди("золотой унитаз" - больше подходит). Существует стандарт HI-FI - DIN 45000, DIN 45500, IEC 60581, ГОСТ 24388-88
Дата: 2011-02-25
Дата: 2010-12-10
Похожие статьи

© 2019 evently.ru. Все о канализации и водоснабжении.